| Москва | Мытищи, Королев, Юбилейный |
| Сергиев Посад | Пушкино, Ивантеевка | Дмитров |
| Московская область


8-800-500-52-16 (бесплатно)
Мастер на час / Служба домашнего сервиса Подбор офисного персонала Домработница/ Помощница по хозяйству Организация праздников и мероприятий Сиделки, помощник пожилому человеку Подбор няни для  ребенка Логопеды и дефектологи Служба скорой образовательной помощи Подбор домашнего персонала Зооняня Центр профессионального развития Для организаций и руководителей

онлайн заявка Консультация Цена
УСЛУГИ:
Баннер

Принимаем к оплате:

visa

собеседование через скайп

Электронный ящик для сбора пожертвований в пользу тяжелобольных детей
Главная Блог Раннее развитие Методики раннего развития: плюсы и минусы

Методики раннего развития: плюсы и минусы

Методика Марии Монтессори

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ. Главная задача методики - создать благоприятные условия для саморазвития ребенка, девиз - "Помоги мне сделать это самому!". Роль педагога в этой системе состоит не в обучении, а в руководстве самостоятельной деятельностью ученика. Особое внимание уделяется организации развивающей среды с помощью "Монтессори-материалов", которые находятся в разных "специальных зонах" помещения. Так, в "зоне реальной жизни" ребенок учится одеваться, вырезать и раскрашивать, а в "зоне сенсорного развития" изучает размер, форму и цвет предметов. Карапуз сам выбирает место, где он сейчас будет играть, и материал, с которым хочет работать. Педагог в течение 2-3 минут показывает, что можно делать с заинтересовавшими малыша предметами, а дальше детка должен орудовать самостоятельно.

ПОБОЧНЫЕ ЭФФЕКТЫ. Пожалуй, самым спорным тезисом методики Монтессори является утверждение, что только сам ребенок точно знает, что ему нужно развивать именно сейчас. Предоставьте наследника самому себе — и вы увидите, как он начнет совершенствовать вкусовое восприятие, поедая конфеты, и оттачивать зрение и слух с помощью телевизора. Другой тезис Монтессори гласит: "До 6 лет ребенок строит свой разум, а после 6 активно осваивает культуру". Но формирование интеллекта и впитывание культурных норм идут параллельно, а "строить свой разум" дети продолжают до 9-12 лет — возраста, когда, по наблюдениям нейрофизиологов и нейропсихологов, завершается формирование представлений о пространстве. Монтессори указывает слишком позднюю возрастную границу для завершения сенсорного развития детей — 5,5 лет. На самом деле способность ребенка различать палитру зрительных, слуховых, тактильных, вкусовых и обонятельных ощущений заканчивает свое формирование к 3 годам. Дальше малыш просто учится строить свою жизнь на этой платформе. Благодаря Монтессори в народ ушла идея о том, что совершенствование мелкой моторики способствует развитию речи. Родители щедро рассыпают перед молчаливым чадом гречку, которую он должен перебирать пальчиками, и, затаив дыхание, ждут, когда же, наконец, малыш заговорит. Однако игры на развитие мелкой моторики стимулируют лишь артикуляцию, но никак не влияют на формирование других компонентов речи: звукового анализа, грамматического оформления и смыслового  наполнения.

В системе Монтессори уделяется мало внимания творчеству, ролевым и спонтанным играм. То есть тому, на что имеет полное право каждый нормальный дошкольник.
ПОКАЗАНИЯ К ПРИМЕНЕНИЮ. Самое ценное в системе Монтессори — это собственно Монтессори-материалы. Вы нигде больше не найдете такого количества игрушек, закладывающих представления о форме, цвете, количестве и прочих нюансах восприятия мира. Но при их выборе лучше не столько полагаться на интерес ребенка, сколько исходить из пробелов в его знаниях. Непоседливым и тем более гиперактивным детям полезнее заниматься вместе с мамой или индивидуально с педагогом. А вот если ребенок ходит в сад, работающий по системе Монтессори, то в свободное время имеет смысл уделять больше времени ролевым, театрализованным играм и чтению сказок.

КУБИКИ ЗАЙЦЕВА

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ. Методика Зайцева предназначена для обучения чтению с 2 лет. Материалами служат таблицы, разные виды кубиков и музыкальные записи, под которые ребенок пропевает "склады". "Склады", в отличие от слогов, — это части слов, наиболее приближенные к живой артикуляции: "ба-бу-ш-ка" вместо "ба-буш-ка". Таблица с написанными складами вешается на стену, а под ней располагается полка, на которой составляют слова из кубиков. Взрослый показывает указкой склады, а малыш ищет подходящие кубики. Кубики различаются по цвету ("золотые", "железные", "деревянные", "белые с зелеными знаками препинания"), объему (большие, маленькие, двойные), весу (заполняются железками и деревяшками) и звучанию наполнителя, раздающемуся при их встряхивании. Все эти особенности обеспечивают непроизвольное запоминание складов, определение их мягкости, твердости, глухости или звонкости.

ПОБОЧНЫЕ ЭФФЕКТЫ. По правилам, нижний край "зайцевской" таблицы должен располагаться на высоте 165-170 см от пола. Предполагается, что таким образом ребенок избежит нарушений осанки, если будет работать стоя, с поднятой головой. А теперь представьте себе двухлетку, который по доброй воле будет следить за указкой, находясь в такой позе. Когда речь заходит об обучении чтению детей 2-3 лет, возникает вопрос: зачем так торопиться? То, что такой кроха освоит за год, пятилетний ребенок сможет выучить за месяц. В 2-3 года у ребенка особенно интенсивно развиваются височные отделы левого полушария головного мозга, "ответственные" за звуковой анализ речи. В таком возрасте приучать наследника ориентироваться на зрительную информацию при восприятии слов — значит нарушать естественный ход его развития. Привычка делить слова на пресловутые "склады" не находит поддержки у учителей начальных классов, выражающих свой протест единственным доступным им способом - двойкой в дневнике. Из-за отсутствия навыков звукового анализа у ребенка в школе возникают трудности при разборе слова по составу (выделении приставки, корня и т.д.) и в фонетическом разборе с написанием транскрипции. Приходится переучиваться, а это, согласитесь, очень непросто.

ПОКАЗАНИЯ К ПРИМЕНЕНИЮ. Кубики Зайцева дают возможность освоить чтение детям с задержкой психического развития (ЗПР), общим недоразвитием речи (ОНР),  аутизмом и другими психо-неврологическим проблемами. Что же касается их здоровых сверстников, то им лучше использовать кубики Зайцева не для обучения чтению, а в качестве дополнительной развивающей игры. Частое пропевание "складов" сделает речь чище и отчетливее, а работа с кубиками расширит словарный запас, подстегнет поисковую активность и улучшит избирательность зрительного восприятия.


Жми оплата skype
 
/ (function() { var lt = document.createElement('script'); lt.type ='text/javascript'; lt.async = true; lt.src = 'http://cs15.livetex.ru/js/client.js'; var sc = document.getElementsByTagName('script')[0]; sc.parentNode.insertBefore(lt, sc); })();